Пятница, 2024-04-19, 2:40 PM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МУЗЕЙНАЯ КОМНАТА ЭНЕРГО- и РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ лицей №1 Гродно
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [8]

Статистика

Главная » Статьи » Статьи

Система экологического воспитания и образования в лицее №1 г. Гродно.

Новая образовательная парадигма ХХI века – образование для устойчивого развития.

     Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое и гуманное отношение к жизни.

      Сегодня в соответствии со стратегией ОУР требуется формировать у школьников не только академические знания, но, прежде всего, способность трудиться, умение жить и адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Необходимо обеспечить условия, при которых любой учащийся получил бы возможность попробовать себя в разных областях деятельности, исследовать окружающий мир.

     Задача эта для нас не новая. С 1 сентября 1997 года решением Гродненского городского отдела образования лицей №1 был включен в эксперимент по апробации «Комплексной программы непрерывного экологического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста». Эксперимент был завершен в 2000 г., но работа по экологическому воспитанию и образованию продолжается и по сей день.

     Без преувеличения можно сказать, что за эти годы нам удалось создать целую систему экологического воспитания и образования в нашем учебном заведении. В работу по реализации проекта вовлечены практически все структурные подразделения лицея: методический совет, предметные кафедры, кафедра воспитательной работы, библиотека и экологический совет.

 Основная задача деятельности Экосовета – разработка и осуществление комплексного плана экологического воспитания и образования. Данная структура функционирует в тесном взаимодействии со всеми методическими службами лицея. Председатель Экосовета осуществляет руководящую и координационную деятельность. Члены Экосовета отвечают за определенное направление в экологической работе. В состав Экосовета входят специалисты различных образовательных сфер, вовлечены преподаватели ГрГУ. Это способствует эффективной работе по развитию системы экологического воспитания и образования в лицее.

     Работа ведется по нескольким направлениям:

- Образовательное
-  Научно- исследовательское

- Просветительское

- Оздоровительное

- Участие в экологических конкурсах, акциях, мероприятиях, международных экологических проектах.

 

Образовательное:

1.     Обсуждение экологических вопросов на уроках химии, биологии, географии, физики, иностранного языка  и др.

2.     Отражение экологических проблем в художественных произведениях.

 3.   Организация экскурсий в лесной массив Пышки с целью изучения видового разнообразия.

4.  Организация экскурсий в отдел природы Гродненского Археологического музея.

5.  Экологическая тематика на уроках информатики (компьютерная графика) и факультативных занятиях по живописи.

В  реализации образовательного направления задействованы учителя-предметники, классные руководители, члены научного общества лицеистов. Работа осуществляется на уроках и факультативных занятиях. Основная цель – овладение учащимися базовыми знаниями по экологии, подготовка к исследовательской деятельности.

 В лицее работает  кабинет экологии. В нем оборудован живой уголок, в котором обитают несколько видов аквариумных рыб, болотные черепахи, попугаи. Кабинет имеет достаточно большой выбор литературы экологического содержания. Согласно перспективному плану развития кабинета, предусмотрено дальнейшее совершенствование материально- технической базы и создание в будущем информационного и научно- исследовательского центра экологической работы.

Образовательное направление реализуется не только на предметах естественнонаучного цикла, но и на других направлениях обучения. Например, на уроках информатики учащиеся с помощью компьютерных программ создают коллажи, презентации, листовки по энергосбережению. 

Научно-исследовательское направление:

 1 .Организация исследовательской работы учащихся химико-биологического профиля с

           учеными ВУЗов города, Института Биохимии.

       2.Привлечение учащихся  к созданию  экологических проектов.

       3.Комплексная оценка состояния здоровья лицеистов.

       4.Организация работы секции «Химия. Биология. Экология» на конференции «Миры

          моего Я».

       5.Представление исследовательских работ лицеистов  на  научно-практических конфе-

          ренциях разного уровня.

 

     Большое внимание в лицее мы уделяем формированию у учащихся навыков научно- исследовательской работы. Специфика нашего учебного заведения такова, что большинство учащихся предпочитают заниматься научными исследованиями в рамках своего направления. Поэтому, совершенно естественным является тот факт, что экологическими исследованиями занимаются, в основном, учащиеся химико- биологических классов.

     В текущем учебном году при кафедре естественнонаучных дисциплин создано НОЛ (научное общество лицеистов). Конечно, НИР лицеистов не может быть в полном смысле слова научным исследованием. С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, лицеисты учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Задача НИР в лицее – развитие творческого потенциала личности в процессе научной деятельности.

     Общеизвестно, что средние общеобразовательные учебные заведения не всегда имеют достаточно собственных ресурсов – кадровых, материальных – для обеспечения научно- исследовательской работы учащихся. Партнерские взаимоотношения лицея с ГрГУ им.

Я. Купалы позволили поднять качество исследовательской работы учащихся на новый уровень.  Университет с его научными и учебными лабораториями, профессорско- преподавательскими кадрами является базой для организации НИР лицеистов. Сотрудничество лицея с университетом является взаимовыгодным, позволяющим лицею обеспечить более высокий уровень образовательного процесса, а университету – получить подготовленных будущих студентов, ориентированных на исследовательскую работу.  

     Алгоритм действий по организации исследовательской работы учащихся выглядит следующим образом:

- определение учителями направлений исследовательской работы с учетом реальности методик для учащихся, базы лицея, возможности использования ресурсов университета

- выбор темы исследования учащимися из предложенных учителями лицея и преподавателями университета

- организация работы научного общества лицеистов «Исследователь»  при кафедре дисциплин естественнонаучного цикла и кафедре «строительное материаловедение» ГрГУ им. Я.Купалы

- закрепление за учащимися- членами НОЛ научных руководителей

- работа над проектами

- представление результатов на конференциях

     Наши учащиеся являются постоянными участниками научно- практических конференций разного уровня: школьных, городских, областных,  республиканских и неизменно нас радуют высокими результатами. Приведем данные за последние три года:

Участие в научно-практических конференциях

Конференция

Фамилия, имя ученика, тема доклада

Место

Ф.И.О. научного руководителя

Областная научно-практическая конференция работ учащихся

Доронь Д., Матвейчик А.

« Влияние атмосферного загрязнения на древесные породы в г. Гродно»

Диплом II степени

Затейкина С.Ч., учитель биологии лицея № 1

Республиканская научно-практическая конференция работ учащихся

Островская И., Свиридов Д. «Влияние фортификации на биоразнообразие лихенобиоты и флоры природных ландшафтов»

Диплом Iстепени

Голубков В.В., доцент каф. биологии и экологии ГрГУ им. Я. Купалы

Андреева Д.М., доцент каф. агрохимии и почвоведения ГрГАУ

Касперец А.А., учитель биологии лицея №1

«Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе Москвы 2009: интеграция науки, промышленности и образования»

Петрашевич Светлана,

Бекиш Юлия «Содержание нитратов и нитритов в некоторых овощных культурах»

Диплом участника

Песняк С.К., учитель химии лицея №1, Заслуженный учитель РБ

«Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе Москвы 2009: интеграция науки, промышленности и образования»

Найда Нина  «Влияние

рекреационной нагрузки  на лесной

фитоценоз урочища «Пышки»

 

Диплом участника

Затейкина С.Ч., учитель биологии лицея №1

Областной экологический конкурс

«Родники Гродненщины»

Удот Дарья, Потапенко Полина,

Какулина Виктория «

Диплом I степени

Жигулина Е.И., методист лицея, Гостев А.П. руководитель музейной комнаты лицея, Минюк Г.Е. доцент каф. «Строительное материаловедение» ГрГу им. Я. Купалы

В текущем учебном году учащимися- членами НОЛ «Исследователь» при кафедре естественнонаучных дисциплин лицея и кафедре «строительное материаловедение» ГрГУ       им. Я.Купалы выполнены четыре научно- исследовательских проекта экологической направленности. Данные работы были представлены учащимися в Москве на Международном форуме «Молодежная ЭКСПО»и Городской научно-практической конференции школьников.

Просветительское направление:

 

 1.Проведение классных и информационных часов на экологическую тематику.

 2. Пополнение видеофонда лицея фильмами экологического содержания.

 3. Пополнение фонда библиотеки литературой экологического содержания.

 4. Оформление выставок литературы на экологическую тему. Презентация экологи-

      ческой литературы.

 5. Создание творческих работ на экологическую тематику.

 6. Организация встреч с представителями природоохранных органов, экологических клу –

     бов.

 7. Проведение Недели экологии, празднование Дня Земли, Дня Мира.

 8. Организация экологического конкурса на турслёте.

 9. Организация экскурсий в мир природы на каникулах.

 10. Просветительская работа среди родителей.

     В рамках традиционной недели экологии  организуются   конкурсы презентаций, листовок и рисунков экологического содержания, викторины, классные часы,  трудовой десант по облагораживанию территории лицея. 25 учащихся лицея в апреле 2010 года принимали участие  в Республиканской акции «Оставим лес потомкам», посвященной Великой Победе.

     Ежегодно учащиеся нас радуют интересными творческими работами.  Наиболее яркие по содержанию работы мы публикуем в лицейских сборниках творческих работ учащихся и преподавателей лицея « Экология и Мы» и «Жемчужина».

     Учащимися лицея под руководством учителей кафедры ИЗО  был подготовлен ряд выставок творческих работ:

- выставка плакатов « ЗОЖ – экология души» (демонстрировалась в аптеках города)

- выставка «Спасем  Коложу» (экспонировалась в выставочных залах города)

- выставка «Страчаная спадчына» (открывала фестиваль православных песнопений   «Коложский благовест»)

    Наш выпускник, Слиж Евгений, неоднократно был победителем Республиканских фотоконкурсов. В настоящее время серия фоторабот Жени украшает кабинет химии.

     Мы тесно сотрудничаем  с Городским комитетом охраны природных ресурсов и окружающей среды и очень благодарны им за оказываемую  нам материальную и информационную поддержку.

     Большое внимание мы уделяем вопросам, связанным с пребыванием человека на природе. Поэтому не случайно на ежегодных турслетах в обязательном порядке проводится экологический конкурс, в рамках которого оценивается умение правильно организовать бивак, убрать за собой место отдыха и т.д.

     В основном с просветительским направлением связана и работа библиотеки. Заведующая библиотекой входит в состав Экосовета лицея и  принимает активное участие во всех мероприятиях, имеющих экологическую направленность, оказывая, прежде всего, информационную поддержку. Традиционно в библиотеке на абонементе организуются выставки литературы экологического содержания, проводятся мероприятия экологической направленности,  видео- и медиатека библиотеки постоянно пополняется новыми материалами по данной тематике.

    

 

Оздоровительное направление:

 

1.     Распространение идей здорового образа жизни: лекции, статьи, кинолектории, пла-

      каты, экскурсии.

2. Формирование навыков здорового образа жизни: турслеты, спортивные игры, со-

    ревнования, спартакиады, конкурсы.

       3. Контроль за состоянием здоровья учащихся.

       4. Работа секции оздоровительной направленности.

       5. Профилактическая работа по предупреждению алкоголизма, наркомании, курения.

       6. Профилактика СПИДа

       7. Организация питания учащихся.

     Под руководством доцента кафедры спортивной медицины ГрГУ им. Я.Купалы Шпакова А.И. в нашем учебном заведении развивается оздоровительное направление. На протяжении нескольких лет проводилась  комплексная физиолого- гигиеническая оценка состояния здоровья девушек, обучающихся в лицее. Исследования показали, что большая учебная нагрузка негативно сказывается на состоянии здоровья наших учащихся. Учитывая данный факт, большое внимание в лицее уделяется формированию у учащихся навыков здорового образа жизни. Работают спортивные секции, действует тренажерный зал. Организуются Дни Здоровья, спартакиады, конкурсы, спортландии.  Систематически проводятся классные часы, посвященные профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения.

 

 Участие в экологических акциях, движениях, мероприятиях:

1. Международный проект по проблемам ЗОЖ со сверстниками из гимназии г. Висби (Швеция) и Центра образования №1874 Северо-Западного округа г. Москвы (Россия):

2.Всероссийский конкурс «Все дети на свете за чистоту на планете»   (победа в номинации « Из опыта работы педагогических коллективов по экологическому воспитанию детей и подростков»).

3. Международный Интернет- проект «Есть ли у нас другая планета, где можно жить» - инициирован Македонией.

4. Полиязыковой проект по ЗОЖ: в апреле 2008 г.  на базе лицея работала секция на немецком языке «Здоровье и экология» ( принимали участие ученики школ города и лицеисты из Франции)

5. Международный проект «Посади дерево» (134 страны-участницы)

6.     Экологические акции и мероприятия, проводимые Белорусской ассоциацией клубов ЮНЕСКО Республики Беларусь (лицейского клуба «Кронон»)

 

Лицей №1 – активный участник семинаров, посвященных проблемам экологического образования и воспитания. Мы постоянно делимся своим опытом в данном виде деятельности и не перестаем учиться у других. На базе нашего учебного заведения проходил Республиканский семинар « Экологическое образование и воспитание в системе образовательной школы».  Директор лицея, Панцевич Андрей Петрович, выступал с докладом «Роль экологического образования в формировании духовного мира личности» на Республиканской конференции «Духовность. Личность. Образование». Лицей принимал участие в трех Республиканских экологических форумах, проводимых в Орше, Полоцке, Горках, на которых  мы представляли опыт работы по экологическому воспитанию и образованию. Наше учебное заведение тесно сотрудничает с ассоциацией общественных организаций «Зеленая сеть», популяризирующей работу по энергосбережению.

 На базе лицея проводился областной семинар, посвященный проблемам энергосбережения.  Создан кабинет энерго-и ресурсосбережения, в котором представлены материалы по электро- и теплоресурсосбережению в  масштабах республики, региона, учебного заведения, а также зарубежный опыт в этом направлении.  В кабинете собраны образцы материалов предприятий Гродненской области, произведенных на основе энергосберегающих технологий, и нетрадиционные виды топлива, выполненные из отходов производства.  

  

 

Категория: Статьи | Добавил: Inessa (2013-08-19)
Просмотров: 729 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz